mednie.ru
Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

Медицина
Начальная школа
Право
Юриспруденция
Педагогика
Физкультура
Биология
Дошкольное образование
Сельское хозяйство
Ветеринария
ОБЖ
Литература
Информатика
Логика
Экология
Философия
Религия
Этика
Музыка
Культура
Технология
Русский язык
Другое
Искусство
Политология
Социология
Английский язык
Окружающий мир
Начальные классы
Химия
Школьному психологу
Языкознание
Языки
Классному руководителю
Разное
Математика
История
ИЗО
Алгебра
Воспитательная работа




Методы извлечения знаний


НазваниеМетоды извлечения знаний
АнкорМетоды извлечения знаний.doc
Дата20.12.2017
Размер52 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетоды извлечения знаний.doc
ТипДокументы
#5128

Методы извлечения знаний.
Изложим классификацию методов извлечения знаний (рис. 10) , что позволит инженерам по знаниям, в зависимости от конкретной задачи и ситуации, выбрать конкретный метод. Из предложенной схемы классификации видно, что основной принцип деления связан с источником знаний. Коммуникативные методы охватывают все виды контактов с живым источником знаний - экспертом, а текстологические касаются методов извлечения знаний из документов (методик, пособий, руководств) и специальной литературы (статей, монографий, учебников).

Разделение этих групп методов на верхнем уровне классификации не означает их антагонистичности, обычно инженер по знаниям комбинирует различные методы, например, сначала изучает литературу, затем беседует с экспертами, или наоборот.



Рис. 10. Классификация методов извлечения знаний.
В свою очередь, коммуникативные методы можно также разделить на две группы: активные и пассивные. Пассивные методы подразумевают, что ведущая роль в процедуре извлечения знаний как бы передается эксперту, а инженер по знаниям только протоколирует рассуждения эксперта во время его реальной работы по принятию решений или записывает то, что эксперт считает нужным самостоятельно рассказать в форме лекции. В активных методах, напротив, инициатива полностью в руках инженера по знаниям, который активно контактирует с экспертом различными способами - в играх, диалогах, беседах за "круглым столом" и т.д.

Пассивные методы на первый взгляд достаточно просты, но на самом деле требуют oт инженера по знаниям умения четко анализировать "поток сознания" эксперта и выявлять в нем значимые фрагменты знаний. Отсутствие обратной связи (пассивность инженера по знаниям) значительно ослабляет эффективность этих методов, чем и объясняется их обычно вспомогательная роль при активных методах.

Активные методы можно разделить на две группы в зависимости от числа экспертов, отдающих свои знания. Если их число больше одного, то целесообразно помимо серии индивидуальных контактов с каждым применять и методы групповых обсуждений предметной области. Такие групповые методы обычно активизируют мышление участников дискуссий и позволяют выявлять весьма нетривиальные аспекты их знаний. В свою очередь, индивидуальные методы на сегодняшний день остаются ведущими, поскольку столь деликатная процедура, как "отъем знаний", не терпит лишних свидетелей.

Отдельно следует сказать об играх. Игровые методы сейчас широко используются и социологии, экономике, менеджменте, педагогике для подготовки руководителей, учителей, врачей и других специалистов. Игра - это особая форма деятельности и творчества, где человек раскрепощается и чувствует себя намного свободнее, чем в обычной трудовой деятельности.